Красная поляна и Абхазия

Пицунда Красная поляна Поход на озеро Мзы и Гегский водопад Новый Афон

<<Скачать видео >>

Вылазка на праздники.

О приближающемся подарке в виде четырех выходных нам рассказала Надя – и очень вовремя! Оставаться в Москве – преступление. За пару дней мы «окончательно» решали, что едем в Новгород, Киев, Питер, Армению, Домбай, Терскол… А в итоге остановились на Красной поляне и Абхазии.

Без лишних угрызений совести прихватили предпраздничный рабочий день – и уже в 9 утра 11-ого июня были в Адлере. Наскоро «отбившись» от таксистов, предлагающих за 1000 рублей довезти нас до Красной поляны, мы по совету местного дядечки дошли до остановки, где нужный нам автобус не может не останавливаться (он, впрочем, проехал и мимо аэропорта), и вскоре рассекали по красивой горной дороге на умеренно заполненном автобусе к нашей цели. Надо сказать, что к вопросу проживания мы отнеслись не слишком ответственно, поэтому ехали наобум, -  добрались до конечной остановки – у подножья горы с двукресельными подъемниками, на которых и поднимают всех туристов, выбрались из автобуса и вдохнули свежий воздух уже по-настоящему. Погоду на праздники обещали неважнецкую – холоднее, чем в Москве, откуда, похоже, мы забрали все тучи и привезли с собой. Впрочем, 20 градусов на юге оказались не такими же, как в нашей полосе – высокая влажность давала о себе знать. Внизу вполне комфортно было в футболке и бриджах. Оглядевшись, мы постановили, что не имеем ни малейшего понятия, куда же идти дальше, поэтому стали спрашивать, в какой же стороне отели, у местных жителей. Люди показывали в противоположные стороны, но нас непросто смутить. По дороге встречалось порядочно отелей, так что мы решили чуточку спуститься вниз. Надо сказать, прежде чем мы нашли то, что нас устраивало, пришлось протопать добрых два километра без признаков отелей. У самого подъемника стояла одна гостиница, в которой нас пообещали два раза в неделю отвозить к морю. Ребята заметно погрустнели, когда узнали, что мы всего на два дня. Нас же не очень порадовала их цена (вообще для Красной поляны это вполне обычно, когда тебя не радует цена :)). В небольшой гостинице Гала-Альпика нас встретила милейшая девушка, которая с энтузиазмом показала нам все до одного номера, чтоб мы выбрали наилучший. В отеле мы – единственные посетители. Вообще вся Красная поляна летом, похоже, пустует. На один день приезжает много туристов, которые поднимаются на подъемнике до верху, ездят на уазиках к водопадам и к чудо-месту, откуда открывается «вид на весь Кавказский хребет» (а еще вдобавок на два болотца, которые носят гордое название «Хмелевские озера»). Мы решили в первый день оглядеться, поднявшись на подъемнике ака любой добропорядочный экскурсант. 800 рублей за подъем удивили (мы просто еще не привыкли к тому, что тут все так). Опции «уполовинить стоимость, взяв билеты без спуска вниз» не оказалось, и мы пошли испытывать необычные ощущения – подниматься вверх без лыж и сноуборда. Канатчики зато все очень предупредительные: «Осторожно, пожалуйста! Встаньте на красный квадрат. Нет, пожалуйста, именно на красный квадрат» - кресло придерживают – чуть ли не сажают, с кресла почти снимают. Необычные ощущения :)

Первые очереди природа не сильно впечатляла. К тому же то и дело начинал капать дождик, не прибавляя нам энтузиазма. Очень боялись, как бы не намокли фотоаппараты. А тем временем начинали намокать и замерзать мы сами…

Дальше интересней! Под нами появились поля папоротниковые, напоминающие сверху пальмовую рощу.

Но самая красота началась на последней очереди. Мы сперва силились запомнить те места, где с подъемника приметили красивый куст или цветок, чтобы после спуститься к нему и разглядеть. Но спуск не казался простым – снежные языки на приличном уклоне и скользкие скалы.

Так в полной растерянности мы вышли наверху, и тут-то мы и поняли, что не надо никаких экстремальных вылазок – с другой стороны горы перед нами открылись долгожданные альпийские луга. Все, как положено – поля рододендронов среди снега, первоцветы на проталинах… да и вообще недостатка в цветах не было! Мы то и дело перебегали с фотоаппаратами от одного цветочка к другому, не в силах поверить в ту красоту которую видели пред собой.

Небесная канцелярия решила – нам периодически разгоняли облака и туман, включая солнце. Вне подъемника мы достаточно быстро согрелись и решили предпринять вылазку к красиво стекающей вдалеке речке.

Возвращаясь назад, заметили табличку, извещающую нас о том, что только недавно мы вышли из пограничной зоны… Что ж… Пограничников не встретили, паспорт у нас никто не проверял :)

На обратном пути мы решили спуститься с верхней очереди на подъемнике, а дальше прогуляться пешком. Наш спуск оказался не таким быстрым, как на лыжах, надо сказать, и порядком нас измотал. Два с половиной часа мы, стараясь не терять концентрацию, вышагивали по сыпучей каменной тропе. Все поистине красивое осталось наверху, нижняя же часть горы сильно напоминала обыкновенный хорошо знакомый юг – как, скажем, в Головинке. Вообще меня сильно поразило, что при относительно небольшой высоте (700м внизу) зимой все спокойно спускаются донизу, не снимая лыж. Видимо, действительно климат какой-то уникальный.

Спустились мы уже, хорошо проголодавшись, – опустошили запасы бабушкиной мазурки, которая поддерживала наши силы в течение всей прогулки. Зашли в кафешку. Помня о Чегетских низких ценах и вкусной еде, мы не сильно беспокоились, и пошли в первое попавшееся заведение «Пирамида». Там все очень модно – в бассейне по кругу плавает форель, которую можно поймать на удочку (для этого не надо быть заядлым рыбаком – форель сама готова выпрыгнуть на сковородку, если таковую подставить), играет живая музыка (в виде одного дядечки с синтезатором), ходят важные официанты. Несколько удивились, когда нам принесли счет – оказывается, в некоторых местах указана цена за 100 грамм, а целая порция весит в несколько раз больше (хваленая форель). Но надо отдать должное – все было чертовски вкусно, и наелись мы от души!

Уставшие, добрели в сопровождении трех собачек до гостиницы, заглянув в магазин и прикупив себе завтрак. На следующий день должны были приехать Дуся с Петей, и надо было очень четко подготовить программу. В результате, было решено, что друзья пойдут по нашим стопам, поднявшись на подъемнике (как же без этого??), мы же утром отправимся на спортивный рафтинг, а вечером заглянем на водопад.

Утром, выглянув в окно, я поразилась, как же все плохо там видно – сплошной туман. Вообще ничего не разобрать. Одела линзы – картинка стала заметно более четкой :)

Вообще, похоже, всю ночь шел дождь, да и утро не выглядело чересчур солнечным, демонстрируя серые тучи и туман, который хорошенько окутывал все вершины. К тому моменту, как мы дошли до места встречи с ребятами, с которыми нам предстояло сплавляться, уже зарядил дождик. У меня были сомнения, позволят ли нам пройти по спортивному маршруту. За Сашку можно было не переживать, а вот что я могу сделать в доказательство того, что я – достойный гребец? :) Но доказывать ничего не пришлось – наш вид их вполне удовлетворил (не дети, не болезненные, не толстые и не овощи :)).

Перед нами большая группа отправлялась на рафте в плавание по спортивному маршруту – так им велели отстегнуть капюшоны (дескать, опасно). О фотике не хотелось даже и заикаться – нам тут же стали рассказывать о том, что же мы должны делать, когда перевернемся (так, будто то, что мы перевернемся – это уж непременно)… в общем, мы решили не рисковать здоровьем фотоаппарата, оставив его в машине. Мы должны были сплавляться на двухместном катамаране, где посредине приделано третье сиденье – для vip-пассажира. В самом начале, где маршрут обещал быть особенно жестким, таким пассажиром должна была быть я, а дальше мы с Сашкой должны поменяться местами. Натянув на себя немереного размера гидрокостюм, кеды, спасательный жилет и шлем (остальное все подошло идеально), нас посадили в машину, и повезли вверх по речке. И вот через некоторое время я уже мечтала, чтоб дождь лил посильнее, потому что вода в речке была ну очень холодная, а дождь казался уже просто-таки подарком судьбы. На порогах меня накрывало с головой, а порогов было много... Местечко в катамаране посредине куда экстремальнее, чем те, что предназначены для гребцов. До них-то толком вода не доходила, а меня с каждым порогом все чаще посещала мысль, что становится так невыносимо холодно, что я, наверное, очень скоро заболею! Наконец-таки настал момент, когда мы с Сашкой поменялись местами! Сперва руки не хотели брать весло, потому что они уже удачно были согнуты в одном положении, сжимая веревку – и успели в нем примерзнуть, но ничего – весло очень неплохо согревает! А вот Сашка испытал хотя бы частично, каково это – ехать на моем месте! Наш инструктор-Владимир решил пошутить, сказав, что скоро нас ожидает четырехметровый водопад – мол, ничего особенного – главное – не бросать весло. Мне, признаться, не пришла в голову мысль, что это – шутка, но при этом никакой боязни. Конечно же – четырехметровый водопад – обычное дело! Мне уже очень хотелось поскорее его даже встретить… Это только потом, после сплава, я в голове прикинула, какой высоты должен был быть такой водопад, и поняла, что такая встреча ничего хорошего нам бы не сулила :)

Вообще ощущения остались самые приятные – тот холод, что мы чувствовали во время сплава, быстро забылся, а вот пороги – да… классные были пороги! По дороге к отелю прикупили у бабушек каштановый мед, и засели в тепле отогреваться.

Как и было запланировано изначально, во второй половине дня мы с Сашкой отправились на осмотр водопада на УАЗе, а Дуся с Петей – на подъемнике по нашему вчерашнему маршруту. Дорога поначалу казалась вполне сносной, но дальше стала действительно проходимой только для таких машин. Наш водила гнал на полную (ну, они все там гоняют), и нас швыряло только так. Еще по пути туда было ничего, а обратно, когда мы стали спускаться вниз, нас подбрасывало из стороны в сторону.

Водопад оказался достаточно большим и полноводным. Водитель сказал, что он к середине лета исчезнет и будет появляться только, как пойдут дожди.

Нам повезло – дождь прекратился, и из-за туч выглянуло солнце. Я уже начинала завидовать Дусе с Петей, которым (как мне казалось) откроется более красивая панорама сегодня, чем нам вчера. Но, как выяснилось, напрасно – не смотря на то, что мы были неподалеку, у них был туман. Вскоре, правда, он долетел и до нас – и водопад полностью исчез из поля зрения.

Мне очень хотелось подняться повыше, но вскоре тропа стала совсем труднопроходимой – недавние дожди сделали ее очень скользкой. Если туда, вверх, еще можно было вскарабкаться, то сомнений не оставалось, что на пути обратно мои бриджи станут коричневого цвета…

И всё-таки мы кое-чего увидели такое, до чего нам не удалось добраться вчера. Розовые рододендроны! Очень красивая полянка!

Внизу нам недолго пришлось подождать Дусю с Петей, лёжа на травке и еще раз вспоминая прошедший день и недоумевая оттого, что на самом деле мы тут находимся не неделю, а всего второй день – время снова сыграло с нами свою стандартную шутку – и мы вновь в нем потерялись!

На сей раз мы решили подойти к вопросу выбора ресторана более тщательно, найдя какое-нибудь заведение подешевле. Возле подъемников все простенько выглядящие кафешки были закрыты, так что мы решили спуститься чуточку вниз. И, конечно же, нашли не менее шикарную кафешку «Каскад», цены в которой не отличались от вчерашней «Пирамиды». Но ребята уже просто умирали с голода (мы-то днем отлично отобедали Дошираком – как сказал Петя: «Сочи – страна контрастов. То кафе за полторы тысячи, а то - Доширак…»),  так что мы (но уже более осторожно) сели есть там.

Вечером устроила большую стирку своим бриджам и кроссовкам – так что весь остаток вечера и начала утра мы их сушили утюгом (одолженным у заботливой хозяйки) и феном. А утром мы уезжали в Абхазию! Погода не отличалась от той, что была накануне – все то же серое небо, все тот же накрапывающий дождик. Но нам с самого начала везло! Только вышли на улицу – сразу подошел автобус до Адлера – только вышли из этого автобуса, тут же пересели в другой – до Псоу. Перешли границу, быстро «отшили» таксистов, предлагающих нас довезти до Нового Афона за 1200 или 1500, и сели в маршрутку (130 с человека).

К тому моменту, как мы доехали до Афона, погода наладилась! Видимо, мы из Москвы увезли всю плохую погоду, она побывала с нами в Красной поляне, а через границу ее просто не пустили.

Новый Афон – это, в первую очередь, - пещеры, а во вторую – монастырь. Про пещеры много слышали. Еще моя бабушка лазила туда с мальчишками-проводниками, когда пещеры не были официально открытыми. Они плыли со свечками в руках через ледяное подземное озеро и спускались на попе по глиняной горке. Настоящий экстрим! Сейчас, разумеется, все иначе! 300 рублей за вход, 30 – за фото-видео съемку, организованная группа с экскурсоводом. До начала экскурсии довозит вагончик (почти как в нашем метро), дальше все идут по подсвеченным залам, слушая рассказ и пытаясь сделать фотографии. С фотографиями, надо сказать, сложно, потому что освещения явно недостаточно. Лучше бы иметь много времени, пустую пещеру и штатив, а так – надо идти с группой (если зазевался – догонять уже в темноте – свет выключают). Но сама пещера – это нечто! Таких пространств под землей мы не ожидали увидеть – это точно! Гигантские залы с высоченными сводами. Красивейшие сталактиты и всякие каменистые образования, подземные озера и каменные водопады. Красота! Такого даже приблизительно мы нигде не видели!  Экскурсия длилась часа полтора. Как нам сказали, что пещеры были открыты мальчишкой в 1961-ом году, который сейчас является директором этих пещер. Я тут же позвонила бабушке, чтобы уточнить, в каком году в пещеры спускалась она. Подумав, она сказала, что как раз в 61-ом она там и была. Вот так выходит, что она – одна из первых, кто побывал там!

Храм в Новом Афоне очень красивый. Особенно красив он издалека – на горе среди кипарисовой рощи. Очень впечатляет. По мере приближения, он несколько утратил свое величие. Стало видно, что он несколько обшарпанный и запущенный, но в целом очень даже ничего. Внутрь храма желательно было входить, повязав на себя платки (везде, где только можно), но мне и платков не хватило, и повязывать их на себя совершенно не хотелось. Я быстро осмотрела храм внутри, и тут же зазвонил телефон – пришлось выйти – Паша звал нас кататься на кайте… :)

Следующим пунктом в нашей экскурсионной программе, которую мы делали себе сами, стали водопады в количестве две штуки.

По дороге к ним наткнулись на странную полянку с земляникой. Во всяком случае, мы так думали, что это – земляника. Очень похожая ягода, очень похожие листья. Небольшое отличие – в месте крепления ягоды к стеблю, но нам подумалось, что это, наверное, просто южный сорт такой. В общем, мы ошиблись. На вкус ягода оказалось совершенно никакой – водянистая и лишенная всякой окраски – ни сладкая, ни соленая, ни горькая. Мы не стали наедаться этой сомнительной земляникой – и правильно сделали. На следующий день нам сказали, что то была – змеиная ягода – неядовитая, но и несъедобная. Уфф… Хорошо хоть не ядовитая!

Водопады местные не поразили величием, но в целом – ничего так.

Больше понравилась старая железнодорожная станция "Псырцха". Кстати, при нас прошел поезд Москва-Сухум (мы его, правда, не видели, но хорошо слышали). Проход ко второму водопаду – платный. Там по совместительству (хотя, сложно сказать, какой объект считается у них более ценным) есть еще келья какого-то святого. Как я услышала из обрывков фраз, к своей пещерке этот отшельник забирался не по лестнице (как сделали мы), а по веревке. Должно быть, крепкий он был! Подъем к этой келье нас утомил, так как мы шли, обвешанные рюкзаками,а солнце уже припекало прилично.

Я вначале вообще не хотела подниматься к самой пещере и осталась отдыхать на камне, но подошел какой-то парень, который нудно стал объяснять, какой же грех тем самым я совершаю. Из любопытства я, разумеется, поднялась, но ничего нового про келью сказать не могу. Пещера, где очень религиозного вида люди ставят свечки. В общем, туда надо идти не с таким настроем, как у меня. Меня же речка очень порадовала, вдоль которой мы шли. Красивая.

После мы зашли в кафешку, где мы с Сашкой отведали блюдо под названием «апсны». Остались очень довольны. Это хитрым образом приготовленная фаршированная курица с гарниром. Выпили по бутылке лимонада – такой приятный давно забытый вкус… Ах! И пошли на море. Пляж в Новом Афоне совершенно пустой, но все в отличном состоянии. Нигде не было грязи, приличные переодевалки, как всегда, бушующая растительность вдоль линии моря. Само море оказалось очень бодрящим. Зайти – так вообще холодно, но, поплавав чуток, мы с Дуськой уже привыкли к воде, и уже могли не судорожно выбегать на берег греться, а чуть задержаться.

Дальше наш путь лежал к Пицунде. Доехали на двух маршрутках – до поворота с дороги к Гаграм на одной, и от поворота (еще 12 км) – на другой. Очень приятно было сказать на вопрос: «откуда вы?», что мы из Нового Афона, а вообще еще утром были в Красной поляне. В маршрутке поспрашивали народ на предмет, где нам остановиться, и направились с двумя дядечками «в корпуса». Наша гостиница называлась «Бзыбь». Как всегда видны остатки былой роскоши (гигантское здание с баром наверху), но все в чрезвычайно запущенном состоянии.

Прямо на месте стали устраивать наш завтрашний досуг. В Интернете я прочитала отчет о походе на озеро Мзея (оказалось, что то было озеро Мзы), и нам показалось, что это – стоящая затея! Начали торги с водителем нивы с 8-ми тысяч, сговорились на 5-ти (за машину). Водитель попытался развести нас на залог. Я заверила, что мы – честные, что мы его не обманем и ровно в 7 утра будем стоять внизу. Он заявил, что он тоже честный (мол, почему бы не дать ему хотя бы 500 рублей?), на что я объяснила, что я же не прошу у него 500 рублей только из-за того, что я – честная, поэтому не понимаю, почему он должен делать так... Он оказался в тупике от такой постановки вопроса, и сдался! В общем, сговорились, что все друг-другу доверяют, и пошли заселяться в гостиницу. Свободных номеров «с удобствами» не оказалось, равно как и сил искать себе что-то другое, поэтому, не долго думая, заселились в номер с удобствами на этаже. В конце концов, две ночи провести можно в абсолютно любом номере.

Отведали мушмулы, закупили себе йогуртовый завтрак, и сил хватило ровно на то, чтобы сладко-сладко поспать! :)

Ранний подъем нас не смутил! С каждым днем мы ложились спать все раньше и раньше, так что лично я уже вставала спокойно без будильника! Дуся с Петей, как всегда были иного мнения об этом, но у них не оставалось иного выбора – нас ждали альпийские луга и озеро, окруженное снегами.

Дорога нам была уже почти вся хорошо знакома. Мы ехали по этому же ущелью на озеро Рица два года назад. К озеру мы подъехали самыми первыми, и поэтому оно на нас произвело более благоприятное впечатление, чем в прошлый раз. Никаких катамаранов, никаких туристов, чуть окутанное сонной утренней дымкой… Вот такое должно быть горное озеро!

А вот дальше дорога изменилась. Там уже на рафике можно и не проехать! На ниве мы все проходили без проблем. Водитель Гарик – весьма позитивный дядька. Всю дорогу пытался развлекать нас своими незатейливыми шутками, постоянно оборачиваясь, чтобы увидеть, какой эффект произвела его очередная «острота». Дальше он стал рассказывать про то, какой он бравый водитель танков, ну а наибольшее внимание заслужил от мальчишек своими рассказами про военные действия в Абхазии.

Конечно, они там все жулики – и просто с этим надо смириться, чтоб лишний раз не огорчаться. При въезде на территорию заповедника, надо купить билет, который стоит 250 и 50 рублей соответственно за взрослого и ребенка. Он долго что-то втирал нам про то, что там есть «хорошие» смены и «плохие». Готова была спорить, что нам попадется так называемая «плохая», что он возьмет с нас, разумеется, полную стоимость, но купит детские билеты. В общем, как оказалось случайно потом, он купил два взрослых (вместо 4-ех). Ну, мы не в обиде, конечно! Пусть они там сами разбираются со своими великими махинациями!

Меня же больше всего поразило то, что наш сорокалетний Гарик не знал, кто такой Шерлок Холмс. На Сашкину фразу: «На Гегском водопаде снимали Шерлока Холмса»,  он с совершенно искреннем недоумении сказал: «Ты это на каком языке сейчас сказал? На английском что ли???».

Отдельно надо рассказать про подлинную радость Гарика! Уже непосредственно перед самой нашей высадкой из машины (чтобы отправиться в путь на озеро Мзы) мы пересекали горную речку. Можно было пройти через нее пешком (замочив ноги) или проехать на машине. Поутру, конечно, был предпочтительнее второй вариант (на обратной дороге нам было уже все равно, так как мы были совершенно мокрые и переходили уже через сотню ледяных речек). В общем, Гарик решил перевезти нас через речку на машине. И без особых трудностей он преодолел этот участок (лишь немного воды затекло спереди). Он, разумеется, был нереально счастлив! Но это лишь только начало! На обратном пути все ручьи стали куда более бурными (из-за активного таяния снега), так что мы бы не удивились, найдя нашего Гарика с машиной на другой стороне речки, но он нас ждал там же и был настроен решительно вновь пересечь ее! Удостоверившись, что в окрестности достаточное количество уазиков, которые, в случае чего, вытащат нас, он сел за руль, и мы подъехали к краю реки. На другой стороне тут же выстроилась целая армия фото-видео операторов, с нетерпением ожидающих шоу! Гарик воодушевленный таким вниманием бодро ринулся в бой! На середине реки нас начало порядком сносить – мы уж думали, что вот-вот застрянем, но Гарику удалось-таки справиться с машиной, и он гордо под бурные аплодисменты переехал реку! Вот тут-то его счастью не было предела! Он – звезда! Он… ну, просто нет слов, какой он крутой! Всю дорогу он не мог забыть собственного триумфа и неоднократно возвращался к этой теме. Я же поняла, что Гарик готов вдребезги разбить свою машину, лишь бы произвести на нас впечатление! Вот такой вот большой ребёнок!

Теперь же настало время рассказать про сам поход до озера Мзы. В том отчете, который и явился для нас единственным источником информации об этом месте, говорилось, что четверо ребят самостоятельно пошли к этому озеру по тропе. Что сбиться с дороги было просто нереально, потому что тропа вполне хорошая (постоянно водят экскурсии с гидом), и всюду ее отлично видно. У самого озера лежит снег, что очень экзотично – альпийские луга, снег, озеро…

На самом же деле все оказалось иначе… Тропу мы имели счастье наблюдать только в самом начале, дальше она растворилась в… снегу… Да, именно так – большую часть пути мы шли по сугробам по колено. Я никогда до этого столько не ходила по снегу не по тропе! Вообще места удивительной красоты. Прямо из сугробов показываются зеленые берёзы, в проталинах буйство цветов, открываются красивейшие панорамы. Солнце горячо припекает, но идти совершенно не жарко, потому что всю дорогу по снегу! Как я и говорила, с тропы мы сбились просто на раз два.

В самом начале на деревьях то и дело появлялись надписи а ля «Здесь был Вася». Это убеждало нас в том, что мы идем в правильном направлении, но почему-то надписи эти исчезли вместе с тропой… Все заканчивалось самым древним посланием (из тех, которые мы видели) – 1948 год.

А дальше в наших рядах началась смута. Куда идти – непонятно. С одной стороны, в каноническом отчете было сказано «поднимались вверх к озеру», но, с другой, – никаких признаком приемлемой дороги вверх (а у нас негативный опыт ломиться вверх без тропы). Мы, конечно, не спускались вниз, а шли с тенденцией наверх, но это был очень плавный подъем. В какой-то момент мы все же решились взобраться на вершину горы (которую до этого медленно, но верно обходили вокруг), но до самого верха ума хватило не карабкаться. Там уже пошли сыпучие камни. И, если вверх забраться было бы относительно несложно, то спуск вниз представлял бы определенную опасность. Так что, поразмыслив, мы вновь пришли к тому подножью горы, откуда начали свой подъем. Я уже не особо верила в то, что мы найдем озеро. В каноническом отчете ребята добирались до него часа два, мы же шатались по всему ущелью до озера в итоге часа четыре! У Сашки, надо сказать, оказалось чутье на озеро! Он, изначально сбитый нами с толку, вновь вышел к реке, вдоль которой мы и пошли вверх. Нам с Дуськой эта гонка начала надоедать. Места стали еще более заснеженными, а признаков озера – никаких. Тогда Петя с Сашкой предложили нам вариант – остаться здесь, пока они сбегают минут за 20 «вон за тот перегиб». Ну, я склонна не доверять  им в этих делах, прекрасно зная, что, если «вон за тем перегибом» ничего не окажется, они найдут еще следующий перегиб и соответствующую отговорку. Ребята изобразили выражение оскорбленной невинности на своих лицах,  и «вон за тот перегиб» мы отправились в полном составе.  Ровно по моему предсказанию оказалось, что надо перейти еще парочку перегибов (за каждым из которых должно было быть озеро на 100 процентов). Мне казалось, что с каждым новым перегибом наши шансы увидеть озеро не увеличиваются…

Мальчишки утопали заснеженным траверсом вперед, а я решила сделать финт ушами и поднялась по склону наверх. И увидела озеро! Дуська спросила, стоит ли идти за мальчишками, на что я резонно ответила, что лучше идти ко мне – это ближе, мол, она сама всё поймет…

И она, разумеется, всё поняла! Озеро было подо льдом! Более того, вокруг него лежали снежные поляны без признаков альпийских лугов!

Вот всё и прояснилось! Мы просто пришли рано! Видимо, данный маршрут целесообразно совершать в июле-августе! Вот почему авторы того отчета промочили ноги на Гегском водопаде, но прошли до Мзы сухими! Вот почему для них было экзотикой увидеть снег лишь на озере (а не всю дорогу наслаждаться этой самой экзотикой). Вот почему им было сложно сбиться с тропы!

Я была нереально счастлива, что мы все-таки нашли это самое озеро! Потому что иначе мы бы скверно себя чувствовали оттого, что все-то без проблем туда добираются, а одни мы ничего-то не можем!

Ребята подошли к озеру поближе – настолько, насколько им показалось безопасным, и бегом понеслись оттуда, потому что, по их заявлениям, в окрестности озера был свой микроклимат. Видимо, солнечные лучи отражались от снежных склонов и создавали парилку с неимоверной влажностью.

Обратный путь был куда более приятным  и лёгким. Соскальзывать вниз по снегу – это очень просто. Вот были бы еще лыжи… так можно было бы вот по той целине парочку залихватских поворотиков…

Единственно, ноги замерзли ужасно! Мало того, что всюду приходится идти по снегу, который постоянно набивается в кроссовки, так еще ледяные речки, которые надо переходить вброд. Пока идешь по воде, все еще ничего… Но когда выходишь, от холода ноги просто бешено болят! Срочно скидывать кроссовки и отогреваться на проталине!

Возвращались по нашим следам (конечно, пропуская подъем-спуск с горы). Кстати, идти по ним оказалось отнюдь не простой задачей! Солнце прекрасным образом уничтожало следы (как птицы склевали хлеб в сказке про Ганса и Греттель), так что Сашка, идущий впереди, был настоящим следопытом! Уже почти в самом низу встретили большую группу людей! С криками: «ЛЮДИ!!!» мы побежали к ним. Оказалось, что они с инструктором идут к этому самому озеру. Инструктор стал нас расспрашивать про озеро и про то, как мы его нашли. Очень удивился тому, что нам никто не давал никаких указаний, где оно находится, и вообще поразился тому, что мы его отыскали, и что тропы до нас не было. Они, как он сказал, шли по нашим следам! Еще он рассказал, что это первый год на его памяти, когда озеро в таких числах еще не вскрылось ото льда, мы же поделились с ним ценной информацией о высоте, на которой находится озеро (Петя сверялся по GPS – 2060 метров). Местные жители склонны завышать все, так что и этот инструктор находился в заблуждении, завышая высоту метров на 200.

Гарик ждал нас на поляне с увядающими черными тюльпанами и блинчиками. Мы по дороге остановились у источника ауадхара (местный нарзан) и поели блинчики от Гарика с этой вкусной газировкой.

Конечно же, заезжали на Гегский водопад. Дорога к нему тоже очень красивая – идет по долине реки Геги. Когда-то по ней ездили и Икарусы, потому что дорога была асфальтированная, теперь же всё раздолбано (от асфальта не осталось и следа), и далеко не всякий джип туда заедет!

Водопад очень мощный, от него на приличном расстоянии летят брызги, так что находиться поблизости очень холодно!

По дороге обратно мы, разумеется, останавливались во всех канонических местах, где были в прошлый раз (Петя там впервые), но, похоже, сам Петя за день утомился прилично, поэтому то было так:

- Ну, что, на слёзах останавливаемся?

- А? Чё? Слёзы? Не… зачем нам слёзы?

Гарик уже в Пицунде завёз нас в дешёвую столовую, где, надо отметить, кормили вполне прилично (или мы были такими голодными…)!

По традиции, легли спать еще раньше, чем накануне, так что утром мы с Сашкой почувствовали в себе силы осмотреть Пицунду. Дуська с Петей выразили желание поспать, да понежиться на солнышке, так что на прогулку отправились вдвоём. По дороге встретили Гарика. Обрадовались, как давнему знакомому!

Знаменитая реликтовая сосна красивая, но мы не отнеслись к ней с должным благоговением. Зашли на территорию храма. Вход – 50 рублей. Там – музей с копиями древней мозаики и всякими разбитыми кувшинами да древними стеклянными изделиями. Сам храм не действующий. В нем стоит орган. Там же проходят концерты. За храмом есть крохотная часовня. Еще остатки древней греческой крепости (6-ой век) и акведук (так и не поняла, где он).

Остаток дня провели на пляже. Очень хотелось приехать загорелыми. Накануне мы, правда, уже порядком поджарились местами, когда бродили по горам по снегу... Ну, и в этот день добавили себе красноватого оттенка… Из меня получилась отличная зебра! Столько различных оттенков…

Пляж в Пицунде на удивление пустой. Это тем более поражает, потому что в гостинице нам говорили, что свободных мест нет, а гостиница отнюдь не маленькая! Так где же все эти люди? Правдоподобная гипотеза такова, что не вся гостиница открыта – возможно, в большей ее части идет ремонт.

Море показалось более теплым, чем в Новом Афоне. Достаточно чистое. И вообще – впечатление очень приятное.

По дороге к Псоу ехали с водителем на модном японском праворульном микроавтобусе. И приключилась неприятность – мы сбили корову. Она неожиданно развернулась и прямо пошла на нашу машину! Рогом своим она хорошенько поцарапала дверь так, что та перестала открываться. Рог отвалился, а корова ушла в сторону и продолжила есть траву… Водитель, разумеется, сильно расстроился. Нам его стало безумно жаль, но, с другой стороны, так быстро ездить по дороге, где постоянно бродят коровы – это совершенно неразумно. А тем временем прибежала собачка, воровато поглядела вправо, влево, схватила отломанный рог, и довольная убежала…

Вот, вроде, и всё! Мы приехали на границу, 40 минут жарились под палящим солнцем, проходя паспортный контроль, потом брели по горячему рынку 2 км, забрались в маршрутку, доехали до Адлера, схомячили добрую порцию мороженого в кафе, доехали до аэропорта… и вот мы уже в Москве! У нас были чудесные каникулы! Всем рекомендуем! Не пожалеете!