День Десятый (Абхазия)

Вечер. Небо затянуто тучами. Необычное явление в нашей практике. Глядим погоду на завтра. Хм... Да там же переменная облачность, небольшой дождь и отсутствие ветра. Похоже, что надо искать развлечения отличные от пляжного отдыха! Нам уже давно хотелось поехать на рафтинг. Но тут в окрестности предлагается две экскурсии: на реку Шахе (в поселке Головинка, где мы сплавлялись, когда там отдыхали) и на Мзымту (Адлер). Мда... Адлер - это не ближний свет... Чего уж тут скажешь! Экскурсию мы, разумеется, и не собирались покупать. Это ж надо ехать целый день на автобусе по серпантину. Каким бы комфортабельным он ни был (а я несколько сомневаюсь в том, что он будет обладать какими-то особыми качествами, отвечающими за комфорт), а петлять часов восемь - это развлечение не для такого "любителя" автобусов, как я. Да потом думать об экскурсии было уже поздно. Нашли расписание электричек и поняли, что наша судьба - вставать в 5.15 :) В общем, так мы и сделали. Единственным осложнением для нас было то, что вечером у нас выбило пробки, ни один из постояльцев не нашел их местоположение, а хозяев не было, поэтому засыпали мы в темноте и (самая засада) просыпались тоже в темноте :) Не являясь особой склонной к повышенной аккуратности, я поутру весело разыскивала все, что только можно - от резиночек для волос до носков и не была до конца уверенна, что преуспела в поисках и выбрала два одинаковых. Опуская все прочие подробности, мы все-таки выбрались из дома, доехали до Туапсе, купили билеты на экспресс до Адлера и с комфортом поехали. Экспресс - это вещь! Мало того, что он имеет все преимущества электрички по сравнению с автобусом, так там еще в билете указано место! Это не значит, что ты садиться должен строго на него, но это означает, что всем пассажиром должно хватить сидений и не будет давки! Чудесная вещь! Я и почитала, и поглазела в окна, и поспала. Едет он быстро - часа два! В общем, день начинался здорово.

Адлер - деревня. Вот такое у нас создалось впечатление. Не ясно, где начинается, где заканчивается. Подошли к тетечке с экскурсиями, стали выяснять, что нам может светить. Ну, и оказалось, что есть два вида рафтинга: семейный и экстремальный. Экстремальный, конечно, не особо таковым и является - тут мы все понимаем - самый экстрим у них в мае, когда река Мзымта рвет и мечет. Но нам он все-таки понравился побольше, потому что там часть, отведенная на сплав, более солидная. Но на этот рафтинг мы тоже не попали, а перед нами к тому же маячила перспектива съездить на озеро Рица, и мы параллельно стали выяснять про эту экскурсию. И вот что оказалось - мы туда хотим поехать куда больше, чем пойти на семейный рафтинг, потому как места, похоже, обещали быть сказочно красивыми, а еще экскурсий туда на этот день уже больше нет (все формируется с вечера). Нам сказали, что мы можем попытать счастье следующим образом: пересечь границу (до которой везет любая маршрутка), а там, уже находясь в Абхазии, озаботиться экскурсией. Мы так и сделали.

Пока шли от автобусной остановки до того места, где у них располагается пункт проверки паспортов, и отстаивались в очереди, мы чуть не скопытились! На небе солнца нет, ветра тоже нет, но жара при этом ужасная - мы просто чуть там не сварились!!!

Как только пересекли границу, мы убедились, что надеяться на экскурсионный автобус тут не стоит, и поехали путешествовать с водителем рафика - Лавриком, который обещал нам, что покажет все самые-самые места по пути к озеру Рица и будет останавливаться везде, где мы того попросим и стоять столько, сколько потребуется. Что ж, звучит заманчиво, если учесть, что дорога туда обещала быть крайне интересной. Не смотря на то, что сидела рядом с Лавриком я (по пути к озеру), разговаривал наш водила почему-то преимущественно с Сашкой и все про войну :) Сашку, конечно, это привело в полный восторг, ведь ему показали, где засели грузины, где абхазцы. Все это крайне достоверно, поскольку сам Лаврик воевал, и знает его тут каждая собака и он тут про всех все знает. То и дело показывал отверстия от пуль и снарядов в домах Сашке, рассказывал, что он думает о зверях-грузинах. То, что он тут всех знает - в этом сомнений нет. На всех стоянках он разговаривал со всеми водилами, в каждой местной проезжающей машине - его знакомые. Меня же жутко развеселила, сказанная с гордостью и некоторым пафосом фраза: "Тут у нас культуры нет. Все, что вы можете видеть - все это подарила нам природа". Пожалуй, в этом есть доля истины. Пределом мечты для Лаврика можно считать продать двухкомнатную квартиру в Гаграх за 25000 долларов и купить микроавтобус Мерседес. Теперь у нас есть своеобразная визитка Лаврика - его фотка возле машины. При въезде в Абхазию достаточно ее показать, и каждый скажет, где найти Лаврика. Так что проблем с размещением в Абхазии ни у кого быть не должно! У нас есть волшебная фотка :)

С погодой нам повезло. Как раз при нас у них закончил идти дождь. На улице стало свежо и не жарко. Просто идеально для путешествия.

Сперва мы проехали Гагры. Город, на мой взгляд, чрезвычайно красивый. Все улицы утопают в зелени. Пальмовые аллеи вдоль моря, эвкалипты по обе стороны улицы, тюльпанные деревья, живописные виды с пляжа, очень небольшое количество народу, - все вместе это дает ощущение, что мы попали в другой мир, хотя отъехали от Адлера совсем немного.

В Гаграх, как сказал Лаврик, большая часть куплена русскими и поэтому Абхазию никогда не отдадут Грузии - русские не позволят. Часть гостиниц до сих пор не восстановлена, часть выглядит очень помпезно, но несколько задрипанно. Видно, что они были построены крайне давно и с тех пор никто и не думал их реставрировать. В общем, места там и вправду красивые, но только вряд ли комфортабельные для взыскательной публики, требующей комфорта. На обратном пути мы останавливались в Гаграх, чтоб прогуляться по берегу дабы скоротать время до нашей ночной электрички. Купили там трубочки со сгущенкой, мандаринового и кизилового сока в стаканчиках, который был заявлен, как свежий. Поразилась мелочному жульничеству. Оказалось, что трубочки содержат сгущенку только на торцах для создания видимости того, что они заполнены целиком. Внутри же сгущенки не наблюдалось вовсе ни грамма. Кизиловый сок был разбавлен до такой степени, что угадать, что это сделано из какой-нибудь ягоды (я уж не говорю о некоторой конкретной) вообще не возможно. К тому же там явно сэкономили еще и на сахаре. Про мандариновый сок могу сказать только одно - он был прокисшим откровенно. В общем, я бы не стала покупать второй раз в этом же месте что-то еще. Но больше всего меня поразили цикады. Такого я никогда еще не слышала. Их стрекот просто оглушает. Приходится говорить гораздо громче, чтоб было слышно. Сумасшествие!

Затем мы поехали вдоль по речке Бзыбь к озеру Рица. И тут-то мы по-настоящему стали поражаться. После этой речки никак не хочется идти смотреть на местные Агойские. Вода голубого цвета и холодная очень, а по поверхности стелется густой туман. Река полноводная, быстрая и шумная. По берегам скалы отвесные, горы, окруженные кольцами облаков.

Моим излюбленным объектом фотографирования стали мохнатые деревья. Такой густой мох по всей поверхности. А все буквально утопает в зелени. Все склоны заросли лесами. Такое ощущение, что если есть хоть малейшая не отвесная площадка, то там будет что-нибудь расти. Впечатление чего-то сказочного.

Есть такое место, называемое Каменным мешком. К дороге с обеих сторон близко подступают отвесные скалы, а внизу еще и течет речка.

Красивый вид открывается с другого места - "Прощай Родина". Со слов Лаврика мы поняли, что его так окрестили солдаты во время войны перед каким-то сражением. И вроде как они все по какой-то причине упали вниз. Хоть и вся информация нуждается в уточнении, одно ясно точно - место красивейшее.

Еще в ущелье полно водопадов. Думаю, тут на каждый можно водить отдельные экскурсии. И при этом еще не все из них достойны внимания, по мнению местных. Так, нам рассказали про "женские" и "мужские слезы", но не упомянули даже о некоторых других, которые мы уже самостоятельно обнаружили.

Водопад "Женские слезы", правда, нас не сильно впечатлили. Множество тонких струек воды, стекающих с мха и папоротника. Но на каждой веточке повязано огромное количество разноцветных ленточек - это, видимо, позволяет загаданному желанию сбыться.

"Мужские слезы" уже куда солидней. Правда, не ясно, из-за чего так мощно плакать мужчинам местным, но выглядит это все куда красивей, чем все то, что мы видели в Аше или в Небуге. И это при том, что мы никуда не взбирались. Мне кажется, они продолжаются еще далеко наверх.

Озеро Рица нам всем очень напомнило Абрау-Дюрсо. Там небольшой пятачек, на который высаживают всех туристов (и предлагают им шашлык и сувениры), а дальше еще какую-то часть озера можно обойти по тропе, которая теряется среди деревьев и гор. Все дно покрыто оченьострыми камнями. А по самому озеру катаются на катамаранах отдыхающие. Мы поняли, что тропинки вокруг озера нас никуда не приведут и пошли по асфальтовой дороге, которая нас поднимала вверх, но с которой открывались красивые виды на озеро. Полностью мы его не обошли - и даже не увидели, где же оно заканчивается, потому что нам хотелось еще посмотреть ущелье, вышеописанные водопады, а также Голубое озеро. Еще нам сказали, что где-то вверх по этой дороге тоже находятся красивейшие водопады, но до них топать было еще порядка часа, и мы не захотели тратить время на них.

Озеро Голубое совсем небольшое по площади, но глубиной в 24.5 метра! Но самое удивительное - температура воды. Она там едва ли достигает семи градусов! В ней даже руки мочить холодно. Немеют сразу!
 Экскурсовод нам сказала, что некоторые переплывают его, но очень немногие. Так вот, плыть там до скалы на противоположном берегу от силы метров 10. И, потрогав воду, у меня возникло стойкое ощущение, что пробовать себя "на прочность" этаким способом мне совершенно не хочется :)

Еще проезжали живописные мостики навесные. Возле одного из них был натянут трос через реку, по которому можно было проехаться на тарзанке. Мы не преминули воспользоваться этим аттракционом.

Сам мост заслуживает отдельного внимания. Поросшие мхом бревна поперек, а на них абы как закрепленные гнилые горбыли. Повсюду дыры, но мостик не качается и выглядит крепким.
Забавно проходили границу. Диалог Сашки и пограничника:
- Пистолет газовый есть?
- Нет. Газового нет.
- А какой есть?

Я же на обратном пути не заметила абхазского пограничника и бодрым шагом прошла мимо него. Он даже слова сказать не успел... от такой-то наглости, да и не стал останавливать, не посчитав меня "опасным элементом".

Кстати, граница там весьма своеобразная. Путь к ней лежит через оживленный рынок, на котором тебе то и дело предлагают не только что-то купить, но и доехать куда-нибудь на такси.

Поскольку на электричку предпоследнюю мы не успевали, мы поехали на импровизированную ночную экскурсию по Сочи, которую сами себе и организовали, ища путь к морю, к Макдоналдсу и к железнодорожному вокзалу.

Как только мы сели в наш полночный экспресс, у меня появилось стойкое ощущение, что держать глаза открытыми, сил больше нет. Я то и дело проваливалась в сон, просыпаясь с чувством, что мне крайне неудобно сидеть. В какую-то из секунд такого кратковременного бодрствования было обнаружено, что много народу как раз сходит на этой волшебной станции и теперь можно прилечь на лавочке... Там-то я окончательно провалилась в сон, из которого пришлось как-то выходить по приезду в Туапсе. Там меня ждали засады. Куда-то подевался один мой кроссовок. Но он скоро нашелся - проводница стала громко спрашивать "чей туфля", находясь в другом конце вагона. Как оказался он там - для меня остается загадкой. Дальше я неожиданно обнаружила, что идти по прямой для меня представляется сложнейшей задачей. Это я выяснила, пару раз наткнувшись на людей, идущих сбоку от меня. Хм.. неужели действие прокисшего мандаринового сока из Гагр? :) Или, быть может, я подустала слегка? На часах было уже 2.00, когда мы добрались до дома. Заснули в ту же секунду, как голова коснулась подушки. Столько впечатлений за один день, что до сих пор не покидает чувство, что все это не могло произойти с нами.